Частный индустриальный музей Рахми М. Коча (Rahmi M. Koç Museum) расположен в европейской части Стамбула на берегу залива Золотой Рог (Haliç). Музей был основан в 1991 году, а двери для посетителей открыл в 1994 году.
Немного предыстории.
Рахми М. Коч (Rahmi M. Koç) член самой богатой династии в Турции и бывший председатель Koç Holding.
Став главой Коч Групп (Koç Group), Рахми М. Коч посещал известные музеи науки и техники, такие как, например, Немецкий музей в Мюнхене и Музей науки в Лондоне, также он был впечатлён музеями больших международных концернов, в которых были выставлены образцы их продукции начиная с самой первой модели, а после посещения музея Генри Форда в Детройте, Рахми М. Коч принял решение собрать всю свою коллекцию под одной крышей. Коллекция к тому времени разрослась до огромных размеров и заполнила все его дома, офисы и склады.
Для этого он организовал Фонд культуры и музееведения Рахми М. Коча. В 1991 году Фонд выкупил здание Ленгерхане (Lengerhane от тур. lenger = якорь, hane = дом) в районе Hasköy, Beyoğlu. Этот старый османский якорный дом был основан во время правления султана Ахмеда III (1703-1730) и находился в стенах здания византийской постройки XII века. Во время реставрации к зданию была добавлена подземная галлерея. В 1994 году музей впервые отрыл двери для посетителей.
Однако места для экспонатов всё равно не хватало. В 1996 году была выкуплена разрушенная верфь Хаскёй (Hasköy), которая находилась через дорогу напротив музея. Эта историческая верфь, состоящая из 14-ти зданий, была основана в 1861 году компанией «Ottoman Sea Line Company» для технического обслуживания и ремонта своих кораблей. Все здания были восстановлены с сохранением их первоначального вида, рельсовые пути и поезда отреставрированы. И в 2001 году музейный комплекс начал свою работу в расширенном виде.
В данный момент музей состоит из трех основных отделов: Ленгерхан, Верфь и выставочная зона под открытым небом.
Рекомендую начать посещение музея с его исторической, малой части - Lengerhane, о которой не все знают.
 |
Lengerhane |
Я бы назвал эту часть музея инженерной. Здесь собрано огромное количество макетов всевозможных механизмов, двигателей, транспортных средств.
Особый колорит музею придает оформление в старинном стиле:
Даже есть экспозиция посвящённая истории развития фототехники.
В Lengerhane представлена большая коллекция макетов кораблей.
Заскучать в этой части музея не дадут железнодорожные станции в миниатюре, по которым движутся поезда, которые можно собственноручно запускать нажатием кнопки, а также копия капитанской рубки в натуральную величину.
Однако долго задерживаться в этой части музея не стоит — впереди много интересного.
Через дорогу располагается большая часть музея с основными экспозициями. На входе в основную часть нужно предъявить уже купленный билет.
 |
Макет музея Рахми М.Коча |
После входа можно посетить планетарную комнату. Для любителей космоса через дорогу рядом со зданием Ленгерхане построен полноценный планетарий.
Недалеко от входа есть кабинет-музей Рахми М.Коча с его восковой фигурой.
Есть и экспозиция компьютерной техники Apple.
И пожалуй самая интересная экспозиция музея — коллекция старинных и редких автомобилей.
 |
Общий вид зала с автомобилями |
Поехали!
 |
Austin 12-4 Taxi, 1936. |
 |
Plymouth Amerika P6 Sedan, 1938 |
 |
Ford Galaxie Starliner, 1960 |
 |
Lincoln Zephyr Coupe, 1938 |
 |
Buick Special 4 Door, 1957 |
 |
Cadillac 62 Series Convertible, 1953 |
 |
Статуэтка Cadillac 62 Series Convertible, 1953 |
 |
FIAT 1100 Turismo Veloce, 1959 |
 |
Cadillac Series 62 Hardtop Sedan с объемом двигателя 6390 см3, 1960 |
 |
Общий вид на основную авто-экспозицию с обратной стороны |
 |
Daimler DS420 Limousine с объемом двигателя 4235 см3, 1979 |
 |
MG TD, 1952 |
 |
Messerschmitt KR200, 1960 |
 |
BMW Isetta 300, 1956 |
 |
Rolls-Royce Silver Cloud III, 1965 |
 |
Статуэтка Rolls-Royce Silver Cloud III крупным планом |
 |
Rolls-Royce 20/25hp Limousine, 1935 |
 |
Volkswagen Karmann Ghia Convertible, 1969 |
 |
Jaguar S Type, 1966 |
 |
Mercedes-Benz 280 SL W113, 1967 |
 |
Mercedes-Benz 280 SL W113, 1967 |
 |
Buick Century |
 |
Общий вид. На переднем плане Cadillac |
 |
Jaguar S Type, 1966 за ним Mercedes-Benz Cabriolet B230, 1941 год и зелёненький Bentley 3.5 litre, 1935 |
После основного, большого зала с автомобилями попадаем в более маленький зал, но как говорится в пословице "мал, да удал". Здесь собраны особо ценные экземпляры автомобилей.
 |
Модели автомобилей |
 |
Cadillac 60 Series Special Sedan, 1939 |
 |
Cadillac 60 Series Special Sedan с 6 цилиндровым двигателем объемом 4157 см3, 1939 |
 |
Buick 66C Condertible с двигателем объемом 4,5 л, 1933 |
 |
Buick 66C Condertible |
 |
Ford Model A Phaeton, 1930 |
И совсем старенькие модели Ford Т1
 |
Пожарный автомобиль |
В этом же зале можно изучить структуру двигателя.
 |
Зал мототехники |
После авто-мото-техники попадаем в очень интересный зал, который наполнен различными логическими конструкциями и конструкциями демонстрирующими особые эффекты физики. Эта экспозиция похожа на музеи современной науки и техники. Здесь также очень интересно и детям и взрослым. Мозг переключится и отдохнёт от обилия информации с марками автомобилей, объёмами двигателей и лошадиными силами.
Особый восторг у детей взывает настоящий самолёт разместившийся в этой комнате. Поднявшись по ступенькам можно заглянуть в кабину пилота.
 |
Вид со 2-го этажа на вход в музей |
 |
Вид со 2-го этажа на экспозицию автомобилей |
 |
Зал посвящённый истории железнодорожной техники |
Далее попадаем в зал лодок и катеров. Лакированное дерево лодок натёрто до блеска.
 |
Помещение рыбаков |
Здесь же представлены копии морских вокзалов Стамбула.
 |
Морской вокзал Moda |
 |
Морской вокзал Haydarpaşa |
Далее экспозиция железнодорожных станций с прилегающей территорией.
И выходим на открытую площадку накрытую куполом, на которой представлены исторические трамваи и локомотивы.
В большинство вагонов можно зайти! Находясь в таком ретро-вагоне испытываешь настоящий восторг от ретро-дизайна, от натуральных материалов (никакого пластика!), от деталей оформления.
Все экспонаты сопровождены историческими сведениями на двух языках: английском и турецком.
Нагулявшись вдоволь по экспозиции по железнодорожным вагонам и трамваям, выходим на площадку где нас встречают снова автомобили!
 |
Mercedes-Benz 200, 1966 |
 |
Studebaker Avanti II, с двигателем V8 объёмом 5735 см3., 1976 |
 |
MG MGB GT Mk II, 1976 |
 |
Болид Формула-1 - Fittipaldi F8, 1980 |
Рядом располагается улочка ремесленников. Пройдя по ней и заглянув в дома, можно узнать как работали кузнецы, деревообработчики, аптекари, продавцы корабельных товаров.
 |
Austin 12 Roadster, 1936 |
 |
Аптека османского периода |
 |
Магазин судовых товаров |
 |
Кузня |
После торговой улицы начинаются морские "улицы" катеров и яхт.
 |
Портовый буксир Rosalie, 1873 |
 |
Кафе-ресторан на берегу залива Золотой Рог |
В заливе пришвартован большой пароход Fenerbahçe.
 |
Пароход Fenerbahçe |
Можно подняться на пароход и побродить по палубам!
 |
Вид на территорию музея с парохода |
 |
Машинное отделение |
Пароход оказался популярным местом для свадебных фотосессий
За пароходом пришвартовалась подводная лодка. Посетить её можно за отдельную плату, но есть ограничения по возрасту детей.
 |
Субмарина TCG Uluçalireis (S 338) |
И еще одна небольшая, но красивая экспозиция на железнодорожную тему с фрагментом железнодорожного вокзала.
И снова можно свободно пройти в вагоны и ощутить дух того времени.
Небольшая экспозиция пожарного транспорта.
Далее следуют самолёты.
Еще одна изюминка музея: пассажирский самолёт, в которой можно зайти по трапу.
 |
Douglas C47A, 1942 |
 |
В салоне самолёта |
И еще один экспонат, возле которого все хотят сфотографироваться.
 |
Лондонский даблдеккер Leyland Routemaster |
 |
Внутри Лондонского автобуса |
Кажется всё. Теперь можно зайти в кафе, которое расположено рядом с большим залом автомобилей и выпить чай, перекусить. Кафе выполнено в каком-то американо-турецком стиле.
Кстати чай здесь отменный. Очень крепкий и ароматный и цена его в районе 1,5 TL, что гораздо ниже, чем в большинстве кафешек Стамбула.
Есть особый шик, пить неспешно ароматный чай с видом на шикарную коллекцию автомобилей и на суетящихся эмоциональных туристов.
В общем на этот музей нужно выделять отдельный день — здесь есть, что посмотреть.
Справка:
Музей Rahmi M. Koç Museum работает со вторника по воскресенье, выходной — понедельник. В будние дни с 10:00 до 17:00. По праздникам и выходным с 10:00 до 19:00 (в летнее время — с апреля по сентябрь), с 10:00 до 18:00 (в зимнее время — с октября по март). Входной билет для взрослых стоит 15 лир (~$4,1).
Добраться в музей можно от автовокзала Eminonu автобусом №47.
Комментариев нет:
Отправить комментарий