Нужно
настроиться на то, что всё в Стамбуле увидеть за один визит не реально. Мы
определили список приоритетных мест в порядке убывания учитывая их удаленность
и придерживайтесь своего плана, корректируя в случае необходимости, например от
погоды или других обстоятельств.
Основные
достопримечательности из нашего списка находились в районе Sultanahmet.
Sultanahmet – это исторический центр Константинополя (первый холм второго Рима) находится в большом районе Fatih в европейской части Стамбула. Здесь сконцентрировано наибольшее количество известных исторических достопримечательностей.
Добраться в Sultanahmet можно на метро, но удобнее воспользоваться современным трамваем Т1. Также приплыв на катере в Eminönü, можно подъехать до Sultanahmet на трамвае или пройтись пешком.
Sultanahmet – это исторический центр Константинополя (первый холм второго Рима) находится в большом районе Fatih в европейской части Стамбула. Здесь сконцентрировано наибольшее количество известных исторических достопримечательностей.
Добраться в Sultanahmet можно на метро, но удобнее воспользоваться современным трамваем Т1. Также приплыв на катере в Eminönü, можно подъехать до Sultanahmet на трамвае или пройтись пешком.
Sultanahmet
| Hippodrome of Constantinople | Площадь Султанахмет
Встав
на остановке Sultanahmet, мы попали на большую площадь Sultanahmet (Hippodrome
of Constantinople) на которой есть Немецкий фонтан, подаренный кайзером
Вильгельмом II, Египетский обелиск, обелиск Константина и Змеиная колонна.
Площадь Sultanahmet, немецкий фонтан на переднем плане |
Египетский обелиск или обелиск Феодосия представляет собой четырёхгранный монолит из розового гранита. Изначально обелиск находился в Карнакском храме в Египте, где был установлен в 1460 году до н.э. в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III и имел почти 38 — метровую высоту. По приказу императора Феодосия Великого в 390 году н.э. обелиск был доставлен в Константинополь, но во время перевозки гранитный монолит лопнул на две части, и поэтому на ипподроме была установлена на мраморном пьедестале часть высотой почти 20 м. и весом около 282 тонны.
Площадь Sultanahmet |
Египетский обелиск, площадь Sultanahmet |
Змеиная колонна, изначально находилась в святилище Аполлона в Дельфах (Греция). Бронзовая колонна (треножник), созданная из сплавленного оружия погибших во время Битвы при Платеях в 479 году до н. э. Колонна была перевезена в Константинополь в 324 г. н. э. Константином Великим.
Змеиная колона, площадь Sultanahmet |
Обелиск Константина, установленный в честь Константина VII (Багрянородного) который в X веке приказал отреставрировать памятника. 32 метровый обелиск был изготовлен из массивных, грубо отесанных каменных блоков и был обшит позолоченными бронзовыми плитами с изображениями военных побед Василия I (Македонянина). Верх колонны венчала огромная бронзовая сфера. Сейчас высота обелиска составляет 21 метр, а бронзовых плит на него нет, так как эти плиты были сорваны учacтникaми Четвёртого кpecтoвoгo пoхoдa в 1202—1204 годах. На лицо разница в технологии изготовления между гораздо более древним египтеским обелиском и константиновским. Я бы назвал это деградацией.
Обелиск Константина, площадь Sultanahmet |
На
этой площади есть и Türk ve İslam Eserleri Müzesi (Музей турецкого и исламского
искусства), в котором много старинных вещей народного быта, коллекция ковров,
оружия и доспехов. Мы в него не пошли, но мне кажется он достаточно интересен
для посещения.
Музей турецкого и исламского искусства |
С
противоположной стороны от музея, как раз рядом с Египетским обелиском расположились старые врата с цепью, это вход в Sultanahmet Camii
(Голубая мечеть) 1609-1616 гг. постройки.
Вход в Sultanahmet Camii |
Пройдя врата, попали в большой
внутренний двор мечети по площади примерно равный самой мечети.
Двор Sultanahmet Camii |
Попасть в саму мечеть с парадного входа не получится, если только вы не правоверный мусульманин. Охранник назовет вас second и укажет в направлении заднего двора. Там женщинам нужно одеть дополнительную одежду (платки на голову и на низ, выдаются на входе), всем нужно снять свою обувь и только после этого пройти в саму мечеть. Внутри откроется красивый вид на первую по значению мечеть Стамбула, все выстлано коврами, есть ниши для обуви, если не хочется носить ее в руках.
Полочки для обуви |
Конечно же привлекает внимание огромная люстра, которая
спускается почти до человеческого роста, находясь при этом под основным куполом.
Внутри Sultanahmet Camii |
Купол Sultanahmet Camii |
Однако все люди могут находится только за заграждением. Максимум на что можно
рассчитывать – это пройти через ограждение на пару метров чтобы сделать
фотографии, но не более и то если разрешит наблюдающий.
Общее
впечатление портится тем, что молящиеся мусульмане располагаются к туристам спиной,
при этом стоя на коленях и глубоко прогибаясь. Ну вы понимаете. Во всяком
случае в католические и православные храмы можно заходить людям любого
вероисповедания без деления на second и не second. Впрочем в чужой
монастырь со своим уставом не ходят)
На
Голубую мечеть рекомендую много времени не тратить, по близости есть много других
интересных мест.
Выйдя
из Sultanahmet Camii (Голубой мечети) попали в парк:
Sultan Ahmet Parki
| Парк Султанахмет
Sultan Ahmet Parki, вид на Ayasofya |
Sultan Ahmet Parki (парк) расположился между
Sultanahmet Camii и Ayasofya. В парке есть лавочки для желающих отдохнуть. Здесь можно утолить голод и жажду.
Sultan Ahmet Parki, вид на Sultanahmet Camii |
В центре этого небольшого
парка расположен красивый фонтан.
Фонтан с видом на Ayasofya |
Справа от
фонтана расположился ряд невысоких куполообразных старинных зданий. Это Ayasofya
Hurrem Sultan Hamam т.е. хамам или
турецкая баня по-нашему. Учитывая месторасположение, одна из самых дорогих в
Стамбуле. В общем если готовы потратить 100 евро за двоих за первоклассную
баньку с массажем, то можно зайти. За такую цену должны выйти из бани не иначе
как в образе султана и султанши) А мы двигаемся дальше.
Решили перед Ayasofya немного переключиться и сходить к Босфору. Спускаясь к этому месту встретили интересного чистильщика обуви. Я насчитал по-крайней мере 3 европейских языка, на которых он общался со своими клиентами!
Чистильщик - полиглот |
Место в котором впечатаны монеты с разных стран |
Спустившись по ступенькам попали на новые базары:
Cavalry Bazaar | Arasta Bazaar
На этих базарах преобладает торговля посудой и коврами.
Cavalry Bazaar |
Arasta Bazaar |
Ниже базаров начинается очень интересный райончик Султанахмета, который сплошь усеян различными, как правило, трёхэтажными отельчиками, лавками и магазинчиками.
Mimar Mehmet Ağa Cd. |
Чем дальше от мечети, тем больший контраст – дорогие отели соседствуют с настоящими лачугами из досок. На Cankurtaran Cd. до пересечения с Yeni Saraçhane Sk. Можно увидеть особый колорит.
Cankurtaran Cd. |
К слову район какой-то не живой, сейчас он превратился в сугубо туристический и искусственный. Местных здесь проживает очень мало, все отдано под отели, а из-за отсутствия туристов (говорят из России не досчитались), он вообще показался пустым и безмолвным. Приходилось искать места с людьми, где можно было сделать фото.
Armada Istanbul Old City Hotel, Ahırkapı Sok |
Ближе к Босфору прошли под мостом железнодорожным, это та самая железнодорожная ветка, идущая к знаменитому вокзалу Sirkeci. Затем вышли к Kennedy Cd., и оказались на набережной Босфора.
Kennedy Cd. |
Место здесь хорошее — людей не много, видно Босфор и Мраморное море. С видом на азиатскую часть Стамбула, плывут себе кораблики, многочисленные чайки летают туда-сюда. Здесь можно посидеть, подумать, переварить увиденное. Рядом есть остановка автобуса, которым можно подъехать, например в Eminönü.
Kennedy Cd. |
В Стамбуле очень любят котов. Местные жители сооружают им различные домики и приносят еду:
Kennedy Cd. |
Kennedy Cd. |
Через Босфор |
Ayasofya | Собор Святой
Софии или Айя-Софья
Официальное название этого объекта древности – Ayasofya Müzesi (Музей Айя-Софья). Айя-Софья самый посещаемый в Стамбуле и всей Турции объект.
Этот собор построен в 537 году при императоре Юстиниане I на месте ранее сгоревших и разрушенных храма (в 404 г) и базилики (532 г). В 1453 году храм был захвачен турками и превращен в мечеть и только в 1935 году распоряжением Ататюрка мечеть превратили в музей.
Собор оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров. Вход в музей открыт до 18-00, в понедельник музей закрыт.
Этот собор построен в 537 году при императоре Юстиниане I на месте ранее сгоревших и разрушенных храма (в 404 г) и базилики (532 г). В 1453 году храм был захвачен турками и превращен в мечеть и только в 1935 году распоряжением Ататюрка мечеть превратили в музей.
Собор оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров. Вход в музей открыт до 18-00, в понедельник музей закрыт.
Фонтан (Şadırvan) 1740 г. постройки для ритуальных омовений |
Здесь всегда очередь, нам повезло и очередь начиналась ближе к кассе, днем позже мы видели огромную очередь. Билет стоил 30 tl с человека (январь 2016). Не дешево, но оно того стоит. Это понимаешь у самого входа. Туристы входят через юго-западный вход под названием Хорологион, куда когда-то входили в не праздничные дни византийские императоры со свитой и охраной. Главный вход в церковь был с западной стороны.
В Хорологионе над входом сохранилась одна из самых знаменитых мозаик Айя-Софьи. На мозаике император Юстиниан слева подносит Богородице модель Святой Софии, а справа император Константин преподносит модель самого Константинополя.
Вход Хорологион. |
Вид потолка Хорологион |
Большие мраморные плиты с неровностями, которые уже стали исключительно гладкими от сотен миллионов ног. Эти неровности вытоптаны в камне ногами многих поколений стражников: греков, славян, исавров, скандинавов и англичан из варяжской гвардии, в течение восьми с половиной столетий стоявших у дверей, пока в соборе молился сам император, а в наши дни еще большим количеством ног туристов.
Нартекс Ayasofya |
Огромные пространства, гигантские многотонные двери как будто из страны великанов. Их всего пять. Центральная или императорская дверь использовалась только императором и только по большим праздникам, так что можно потешить свое самолюбие и пройти через дверь несколько раз в образе султана).
Императорская дверь Ayasofya |
Здесь все огромно и захватывает дух! Войдя внутрь самого собора (наос) поражаешься ещё больше. Огромное пространство, купол как будто висит в воздухе и не понятно, как держится вся эта многотонная махина. Огромные люстры спускаются с самого верха. Войдя сюда, честно говоря сразу возник вопрос о правдивости официальной истории.
Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол |
Основная люстра |
На горизонтальный кадр не вмещается купол, такие огромные размеры |
Обязательно нужно сходить на верхнюю галерею и хоры, с которых открывается обширный вид на наос. Также на верхней галерее есть интересные мозаичные иконы.
Вход на хоры находится в северном торце внутреннего нартекса. Сам ход не менее интересен, в нём отсутствуют ступени - подниматься приходиться по пологому пандусу из отшлифованных камней. На стенах можно увидеть заложенные окна, за которыми находится загадочная шахта. По пандусу императрица поднималась наверх в своем паланкине, не испытывая неудобств. Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины — во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.
Ход на верхнюю галерею |
К сожалению, ведущиеся постоянно ремонтные работы, скрывают всю красоту. Однако и имеющийся вид впечатляет. К счастью арабское влияние коснулось только некоторых конструкций внизу, и установке восьми огромных щитов из ослиной кожи с надписями на арабском (аяты и имена).
Хоры, вид на центральный неф собора, вид с верхней галереи |
Слева фрески частично уничтожены, справа закрасили полностью |
После снятия слоя штукатурки с мозаичных фресок учёные отметили, что османы сами того не ведая дали возможность сохраниться иконам в лучшем виде, и дойти до наших дней в отличном состоянии. Именно слой штукатурки защитил мозаики от естественного разрушения.
Интересна фреска с изображением императора Константина Мономаха IX и императрицы Зои. Имя императора в двух местах стерто и вместо него имеется более поздняя неаккуратная запись, голова императора также заменена на новую голову. Оказывается Зоя сменила трех мужей и велела поменять голову со второго на третьего в соответствии с новым царственным супругом. Голова Зои тоже изменена, но уже по приказу её приемного сына, императора Михаил V Калафат. Позже его смело с престола восстание знати и горожан и Зоя вернулась опять царствовать и приказала в очередной раз переделать фреску.
Фреска с изображением Иисуса Христа, Мономаха IX и императрицы Зои |
Сохранившиеся необычный орнамент и покраска старых стен собора |
Кроме этого в собор сохранил много интересного: плачущая колонна с местом для загадывания желаний, древние мозаики, холодное окно, и даже рунические надписи. Более подробно описывать не буду, в сети достаточно информации по Ayasofya. И фотографии не передадут всю красоту, это просто нужно увидеть.
Вид из холодного окна. На заднем плане Голубая мечеть |
Раскопки у северной части собора |
Перед Ayasofya всегда располагается торговец кукурузой и каштанами |
Yerebatan Sarnici |
Цистерна Базилика
Знаменитая Yerebatan Sarnici (Цистерна Базилика) расположена рядом с Ayasofya, через дорогу. Вход по 20 tl. с человека. Обычно в цистерну тоже большая очередь, по которой её без труда мы нашли. Внутри большой по площади подземный водонакопитель с размерами 145 × 65 м, ёмкостью 80 000 м³ воды. Пространство поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты. Сооружение впечатляющее, учитывая её возраст: греки закончили строительство в 532 году при правлении императора Юстиниана.
В цистерне плавают рыбы |
Интересны колонны с медузами, которые явно были заимствованы из разрушенных языческих храмов.
Колонна с основанием в виде головы медузы |
Чтобы сделать в цистерне хорошие кадры нужен штатив, потому что в цистерне очень темно. Штатив я не брал пришлось повышать ISO 3200.
Istanbul Arkeoloji Müzesi | Стамбульский археологический музей
Спустились по Alemdar Cd. метров 150 и увидели по правую сторону большие врата. Пройдя через врата, выбрали нужную кассу. Можно выбрать Topkapi (Топкапы), церковь Aya İrini и İstanbul Arkeoloji Müzesi (Стамбульский археологический музей).
Каждое место оплачивается в своей кассе отдельно.
Мы
пошли в İstanbul Arkeoloji Müzesi и … там пропали. Вход в музей по 15 tl. с
человека. В трёх корпусах находится более миллиона экспонатов! Чего здесь
только нет. И египетские мумии и экспонаты с раскопок Трои и античные
скульптуры, которых нужно видеть вживую потому что фотографии не передают всех
тонкостей. Чего стоят только барельефы с ворот богини Иштар! От ощущения что
ходишь между экспонатами, которым несколько тысяч лет, которые рождались на
заре человеческой цивилизации, как утверждает официальная история, дух
захватывает.
Древнеегипетское творчество |
Древнеегипетское творчество |
Многие экспонаты древности как пинцет извлекают воспоминания школьных лет, потому что именно их я видел в многочисленных книгах по истории и энциклопедиях. Всю жизнь они были на картинках, а теперь предстали вживую и их можно даже потрогать руками.
Временная
воронка засосала нас на несколько часов. После этого музея смешанные чувства и взбудораженный
внешний вид от колоссального объема концентрированной информации. Единственный
недостаток археологического музея – после него мы уже не хотели больше ни Topkapi
ни Aya İrini. Оставили их на следующий раз.
Предметы, обнаруженные при раскопках Трои |
Загадочные человеко-птички |
Саркофаг из Ниппура 1 в до. н.э. - 1 в. н.э. |
Выйдя из музея, попали в Gülhane Parki (Парк Гюльхане), который тоже относится к общему комплексу Topkapi. Зимой здесь не очень привлекательно, а вот весной и летом думаю будет очень красиво.
Церковь
Aya İrini (Святой Ирины) – это одна из самых ранних сохранившихся церквей
Константинополя.
Kapalıçarşi
| Grand Bazaar | Большой Базар
Как не посетить один из крупнейших в мире крытых рынков оказавшись в Стамбуле? Мы не смогли отказаться).
Рынок был построен на месте уже имеющихся базаров ещё в 1461 г. при султане Мехмеде II. В 1894 года была осуществлена грандиозная реконструкция базара и он приобрел облик, сохранившийся до наших дней. Раньше, на базаре занимались не только торговлей, но и экономическими и финансовыми операциями, работали банки, существовала биржа. До середины XIX века Капалы Чарши был центром работорговли.
Большой Базар в 19 веке |
Расположен Базар также в исторической части Fatih. Если ехать с Beyoglu, Karakoy или Eminonu, можно доехать современным трамваем до остановки Beyazıt-Kapalıçarşı это на 2 остановки дальше за остановкой Sultanahmet (Голубая мечеть и Айя София). Вход в рынок находится рядом, через ворота Beyazıt по имени одноименной площади.
Kapalıçarşı Beyazıt Kapısı – ворота Беязит |
Сам базар интересен своим старинными архитектурными формами. На территории базара есть почти все: от старых мозаик и фонтанов, мечети, школа, кафе, ателье, и даже баня!
Вид на базар с возвышенности |
Традиционный для Стамбула фонтан |
Мечеть. Вход прям с рыночных рядов |
Разочарование от того, что на огромной территории, продается в основном обычная банальщина по очень и очень завышенной цене. Точно такие же сувениры можно купить в других районах Стамбула дешевле. Масса магазинов с шубами и сумками типа из кожи и таки из кожи по цене 600-900 и больше турецких лир. Естественно продавец утверждает что, эта сумка стоимостью в 1200 tl (около USD 340) из кожи молодого крокодила… Вероятно это был особый вид – Крокодилус Босфорус.
Одна из улиц Большого базара |
Кроме
одежды и аксессуаров, на рынке полно сувенирной продукции. К сожалению, все это
производится где-то массово, а продавцы зачастую торгуют абсолютно идентичными
товарами. Я, например, не смог найти джезву, которую бы захотелось приобрести.
Все джезвы как клонированы и не представляют собой ничего особенного, тем более
за такую цену.
Здесь много "хохломы", расписывают все от шкатулок до чайных пиалок и турок. Выглядит это как привет из девяностых. Много ли вы увидите стамбульцев, пьющих чай из стаканчиков с изображением Голубой мечети?
Лавки с посудой - одни из наиболее распространенных на рынке |
Текстильные лавки также многочисленны |
Однако, несмотря на приставучих продавцов и вышеописанное, Большой Базар – очень интересное место для посещения.
Секции с арками, колоннами и мозаикой |
Прогуливаясь по базару, нужно обязательно посетить какое-нибудь самобытное кафе. Мы зашли в Sark Kahvesi, Oguz Atalay 134.
Sark Kahvesi, вход с рыночных рядов |
Старые деревянные двери, интересный интерьер погружающий в часы османской империи. Каждый уголок этого кафе привлекает взгляд: орнаменты, самовар, старый патефон, а под потолком старинные носилки.
Интерьер Sark Kahvesi |
Потолок Sark Kahvesi |
Чай здесь просто шикарный, а кофе говорят приносит удачу).
На рынке масса возможностей утолить голод. Если хочется полноценно покушать, лучше поискать небольшое кафе с жаровнями в которых
сразу готовят еду. В них можно хорошо покушать нормальной традиционной еды: от супов, до каш, блюд из овощей и различных шашлыков.
Процесс приготовления пищи происходит на глазах у посетителей |
Повара очень добродушные и весёлые |
P.S. Не нужно устраивать гонки, чтобы за одну поездку обязательно обойти все исторические места Стамбула. Это практически невозможно. Я встречал людей которые заходили в какое-либо место делали 10 селфи (я на фоне объекта 1, я на фоне объекта 2 и т.д.) при помощи селфи-палок и бежали дальше глядя в смартфон на вытянутой палке. При таком подходе можно и за день-два дня обойти основные исторические достопримечательности Стамбула, не узнав и не почувствовав особенности каждого объекта. И напротив, я встречал туристов, которые ходили по музею с блокнотом, подходили к каждому экспонату или интересному месту и делали заметки в блокноте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий