пятница, 6 мая 2016 г.

Sultanahmet: погружение в историю


Нужно настроиться на то, что всё в Стамбуле увидеть за один визит не реально. Мы определили список приоритетных мест в порядке убывания учитывая их удаленность и придерживайтесь своего плана, корректируя в случае необходимости, например от погоды или других обстоятельств.
Основные достопримечательности из нашего списка находились в районе Sultanahmet. 

Sultanahmet – это исторический центр Константинополя (первый холм второго Рима) находится в большом районе Fatih в европейской части Стамбула. Здесь сконцентрировано наибольшее количество известных исторических достопримечательностей. 



Добраться в Sultanahmet можно на метро, но удобнее воспользоваться современным трамваем Т1. Также приплыв на катере в Eminönü,  можно подъехать до Sultanahmet на трамвае или пройтись пешком.

Sultanahmet | Hippodrome of Constantinople | Площадь Султанахмет
Встав на остановке Sultanahmet, мы попали на большую площадь Sultanahmet (Hippodrome of Constantinople) на которой есть Немецкий фонтан, подаренный кайзером Вильгельмом II, Египетский обелиск, обелиск Константина и Змеиная колонна. 

Площадь Sultanahmet, немецкий фонтан на переднем плане

Египетский обелиск или обелиск Феодосия представляет собой четырёхгранный монолит из розового гранита. Изначально обелиск находился в Карнакском храме в Египте, где был установлен в 1460 году до н.э. в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III и имел почти 38 — метровую высоту. По приказу императора Феодосия Великого в 390 году н.э. обелиск был доставлен в Константинополь, но во время перевозки гранитный монолит лопнул на две части, и поэтому на ипподроме была установлена на мраморном пьедестале часть высотой почти 20 м. и весом около 282 тонны.

Площадь Sultanahmet

Египетский обелиск, площадь Sultanahmet

Змеиная колонна, изначально находилась в святилище Аполлона в Дельфах (Греция). Бронзовая колонна (треножник), созданная из сплавленного оружия погибших во время Битвы при Платеях в 479 году до н. э. Колонна была перевезена в Константинополь в 324 г. н. э. Константином Великим.

Змеиная колона, площадь Sultanahmet

Обелиск Константина, установленный в честь Константина VII (Багрянородного) который в X веке приказал отреставрировать памятника. 32 метровый обелиск был изготовлен из массивных, грубо отесанных каменных блоков и был обшит позолоченными бронзовыми плитами с изображениями военных побед Василия I (Македонянина). Верх колонны венчала огромная бронзовая сфера. Сейчас высота обелиска составляет 21 метр, а бронзовых плит на него нет, так как эти плиты были сорваны учacтникaми Четвёртого кpecтoвoгo пoхoдa в 1202—1204 годах. На лицо разница в технологии изготовления между гораздо более древним египтеским обелиском и константиновским. Я бы назвал это деградацией. 

Обелиск Константина, площадь Sultanahmet

На этой площади есть и Türk ve İslam Eserleri Müzesi (Музей турецкого и исламского искусства), в котором много старинных вещей народного быта, коллекция ковров, оружия и доспехов. Мы в него не пошли, но мне кажется он достаточно интересен для посещения.  

Музей турецкого и исламского искусства

С противоположной стороны от музея, как раз рядом с Египетским обелиском расположились старые врата с цепью, это вход в Sultanahmet Camii (Голубая мечеть) 1609-1616 гг. постройки. 

Вход в Sultanahmet Camii

Пройдя врата, попали в большой внутренний двор мечети по площади примерно равный самой мечети. 

Двор Sultanahmet Camii


Попасть в саму мечеть с парадного входа не получится, если только вы не правоверный мусульманин. Охранник назовет вас second и укажет в направлении заднего двора. Там женщинам нужно одеть дополнительную одежду (платки на голову и на низ, выдаются на входе), всем нужно снять свою обувь и только после этого пройти в саму мечеть. Внутри откроется красивый вид на первую по значению мечеть Стамбула, все выстлано коврами, есть ниши для обуви, если не хочется носить ее в руках. 

Полочки для обуви

Конечно же привлекает внимание огромная люстра, которая спускается почти до человеческого роста, находясь при этом под основным куполом. 

Внутри Sultanahmet Camii

Купол Sultanahmet Camii

Однако все люди могут находится только за заграждением. Максимум на что можно рассчитывать – это пройти через ограждение на пару метров чтобы сделать фотографии, но не более и то если разрешит наблюдающий.

Общее впечатление портится тем, что молящиеся мусульмане располагаются к туристам спиной, при этом стоя на коленях и глубоко прогибаясь. Ну вы понимаете. Во всяком случае в католические и православные храмы можно заходить людям любого вероисповедания без деления на second и не second. Впрочем в чужой монастырь со своим уставом не ходят)

На Голубую мечеть рекомендую много времени не тратить, по близости есть много других интересных мест.

Выйдя из Sultanahmet Camii (Голубой мечети) попали в парк:

Sultan Ahmet Parki | Парк Султанахмет

Sultan Ahmet Parki, вид на Ayasofya

Sultan Ahmet Parki (парк) расположился между Sultanahmet Camii и Ayasofya. В парке есть лавочки для желающих отдохнуть. Здесь можно утолить голод и жажду.

Sultan Ahmet Parki, вид на Sultanahmet Camii

В центре этого небольшого парка расположен красивый фонтан. 

Фонтан с видом на Ayasofya




Справа от фонтана расположился ряд невысоких куполообразных старинных зданий. Это Ayasofya Hurrem Sultan Hamam  т.е. хамам или турецкая баня по-нашему. Учитывая месторасположение, одна из самых дорогих в Стамбуле. В общем если готовы потратить 100 евро за двоих за первоклассную баньку с массажем, то можно зайти. За такую цену должны выйти из бани не иначе как в образе султана и султанши) А мы двигаемся дальше.

Решили перед Ayasofya немного переключиться и сходить к Босфору. Спускаясь к этому месту встретили интересного чистильщика обуви. Я насчитал по-крайней мере 3 европейских языка, на которых он общался со своими клиентами!

Чистильщик - полиглот

Место в котором впечатаны монеты с разных стран

Спустившись по ступенькам попали на новые базары:

Cavalry Bazaar | Arasta Bazaar
На этих базарах преобладает торговля посудой и коврами. 


Cavalry Bazaar 


Arasta Bazaar

Ниже базаров начинается очень интересный райончик Султанахмета, который сплошь усеян различными, как правило, трёхэтажными отельчиками, лавками и магазинчиками.

Mimar Mehmet Ağa Cd. 

Чем дальше от мечети, тем больший контраст – дорогие отели соседствуют с настоящими лачугами из досок. На Cankurtaran Cd. до пересечения с Yeni Saraçhane Sk. Можно увидеть особый колорит. 

Cankurtaran Cd.

К слову район какой-то не живой, сейчас он превратился в сугубо туристический и искусственный. Местных здесь проживает очень мало, все отдано под отели, а из-за отсутствия туристов (говорят из России не досчитались), он вообще показался пустым и безмолвным. Приходилось искать места с людьми, где можно было сделать фото.


Armada Istanbul Old City Hotel, Ahırkapı Sok

Ближе к Босфору прошли под мостом железнодорожным, это та самая железнодорожная ветка, идущая к знаменитому вокзалу Sirkeci. Затем вышли к Kennedy Cd., и оказались на набережной Босфора. 

Kennedy Cd.

Место здесь хорошее — людей не много, видно Босфор и Мраморное море. С видом на азиатскую часть Стамбула, плывут себе кораблики, многочисленные чайки летают туда-сюда. Здесь можно посидеть, подумать, переварить увиденное. Рядом есть остановка автобуса, которым можно подъехать, например в  Eminönü.

Kennedy Cd.



В Стамбуле очень любят котов. Местные жители сооружают им различные домики и приносят еду:

Kennedy Cd.

Kennedy Cd.

Через Босфор


Ayasofya | Собор Святой Софии или Айя-Софья
Официальное название этого объекта древности – Ayasofya Müzesi (Музей Айя-Софья). Айя-Софья самый посещаемый в Стамбуле и всей Турции объект. 



Этот собор построен в 537 году при императоре Юстиниане I на месте ранее сгоревших и разрушенных храма (в 404 г) и базилики (532 г). В 1453 году храм был захвачен турками и превращен в мечеть и только в 1935 году распоряжением Ататюрка мечеть превратили в музей. 

Собор оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет). Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров. Вход в музей открыт до 18-00, в понедельник музей закрыт.


Фонтан (Şadırvan) 1740 г. постройки  для ритуальных омовений

Здесь всегда очередь, нам повезло и очередь начиналась ближе к кассе, днем позже мы видели огромную очередь. Билет стоил 30 tl с человека (январь 2016). Не дешево, но оно того стоит. Это понимаешь у самого входа. Туристы входят через юго-западный вход под названием Хорологион, куда когда-то входили в не праздничные дни византийские императоры со свитой и охраной. Главный вход в церковь был с западной стороны.  

В Хорологионе над входом сохранилась одна из самых знаменитых мозаик Айя-Софьи.  На мозаике император Юстиниан слева подносит Богородице модель Святой Софии, а справа император Константин преподносит модель самого Константинополя.


Вход Хорологион. 


Вид потолка Хорологион

Большие мраморные плиты с неровностями, которые уже стали исключительно гладкими от сотен миллионов ног. Эти неровности вытоптаны в камне ногами многих поколений стражников: греков, славян, исавров, скандинавов и англичан из варяжской гвардии, в течение восьми с половиной столетий стоявших у дверей, пока в соборе молился сам император, а в наши дни еще большим количеством ног туристов.

Нартекс Ayasofya

Огромные пространства, гигантские многотонные двери как будто из страны великанов. Их всего пять. Центральная или императорская дверь использовалась только императором и только по большим праздникам, так что можно потешить свое самолюбие и пройти через дверь несколько раз в образе султана).


Императорская дверь Ayasofya

Здесь все огромно и захватывает дух! Войдя внутрь самого собора (наос) поражаешься ещё больше. Огромное пространство, купол как будто висит в воздухе и не понятно, как держится вся эта многотонная махина. Огромные люстры спускаются с самого верха. Войдя сюда, честно говоря сразу возник вопрос о правдивости официальной истории.


Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол


Основная люстра


На горизонтальный кадр не вмещается купол, такие огромные размеры

Обязательно нужно сходить на верхнюю галерею и хоры, с которых открывается обширный вид на наос. Также на верхней галерее есть интересные мозаичные иконы. 

Вход на хоры находится в северном торце внутреннего нартекса. Сам ход не менее интересен, в нём отсутствуют ступени - подниматься приходиться по пологому пандусу из отшлифованных камней. На стенах можно увидеть заложенные окна, за которыми находится загадочная шахта. По пандусу императрица поднималась наверх в своем паланкине, не испытывая неудобств. Императрицу сопровождали принцессы и фрейлины — во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора.


Ход на верхнюю галерею

К сожалению, ведущиеся постоянно ремонтные работы, скрывают всю красоту. Однако и имеющийся вид впечатляет. К счастью арабское влияние коснулось только некоторых конструкций внизу, и установке  восьми огромных щитов из ослиной кожи с надписями на арабском (аяты и имена).





Хоры, вид на центральный неф собора, вид с верхней галереи
Слева фрески частично уничтожены, справа закрасили полностью

После снятия слоя штукатурки с мозаичных фресок учёные отметили, что османы сами того не ведая дали возможность сохраниться иконам в лучшем виде, и дойти до наших дней в отличном состоянии. Именно слой штукатурки защитил мозаики от естественного разрушения.

Интересна фреска с изображением императора Константина Мономаха IX и императрицы Зои. Имя императора в двух местах стерто и вместо него имеется более поздняя неаккуратная запись, голова императора также заменена на новую голову. Оказывается Зоя сменила трех мужей и велела поменять голову со второго на третьего в соответствии с новым царственным супругом. Голова Зои тоже изменена, но уже по приказу её приемного сына, императора Михаил V Калафат. Позже его смело с престола восстание знати и горожан и Зоя вернулась опять царствовать и приказала в очередной раз переделать фреску.


Фреска с изображением Иисуса Христа, Мономаха IX и императрицы Зои

Сохранившиеся необычный орнамент и покраска старых стен собора

Кроме этого в собор сохранил много интересного: плачущая колонна с местом для загадывания желаний, древние мозаики, холодное окно, и даже рунические надписи. Более подробно описывать не буду, в сети достаточно информации по Ayasofya. И фотографии не передадут всю красоту, это просто нужно увидеть.


Вид из холодного окна. На заднем плане Голубая мечеть


Раскопки у северной части собора

Перед Ayasofya всегда располагается торговец кукурузой и каштанами


Yerebatan Sarnici | Цистерна Базилика




Знаменитая Yerebatan Sarnici (Цистерна Базилика) расположена рядом с Ayasofya, через дорогу. Вход по 20 tl. с человека. Обычно в цистерну тоже большая очередь, по которой её без труда мы нашли. Внутри большой по площади подземный водонакопитель с размерами 145 × 65 м, ёмкостью 80 000 м³ воды. Пространство поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты. Сооружение впечатляющее, учитывая её возраст: греки закончили строительство в 532 году при правлении императора Юстиниана. 


В цистерне плавают рыбы

Интересны колонны с медузами, которые явно были заимствованы из разрушенных языческих храмов. 


Колонна с основанием в виде головы медузы

Чтобы сделать в цистерне хорошие кадры нужен штатив, потому что в цистерне очень темно. Штатив я не брал пришлось повышать ISO 3200.





Istanbul Arkeoloji Müzesi | Стамбульский археологический музей

Спустились по Alemdar Cd. метров 150 и увидели по правую сторону большие врата. Пройдя через врата, выбрали нужную кассу. Можно выбрать Topkapi (Топкапы), церковь Aya İrini и İstanbul Arkeoloji Müzesi (Стамбульский археологический музей). 

Каждое место  оплачивается в своей кассе отдельно.

Мы пошли в İstanbul Arkeoloji Müzesi и … там пропали. Вход в музей по 15 tl. с человека. В трёх корпусах находится более миллиона экспонатов! Чего здесь только нет. И египетские мумии и экспонаты с раскопок Трои и античные скульптуры, которых нужно видеть вживую потому что фотографии не передают всех тонкостей. Чего стоят только барельефы с ворот богини Иштар! От ощущения что ходишь между экспонатами, которым несколько тысяч лет, которые рождались на заре человеческой цивилизации, как утверждает официальная история, дух захватывает.


Древнеегипетское творчество

Древнеегипетское творчество



Многие экспонаты древности как пинцет извлекают воспоминания школьных лет, потому что именно их я видел в многочисленных книгах по истории и энциклопедиях. Всю жизнь они были на картинках, а теперь предстали вживую и их можно даже потрогать руками.


Лев с врат богини Иштар

Загадочное существо с врат богини Иштар

Временная воронка засосала нас на несколько часов. После этого музея смешанные чувства и взбудораженный внешний вид от колоссального объема концентрированной информации. Единственный недостаток археологического музея – после него мы уже не хотели больше ни Topkapi ни Aya İrini. Оставили их на следующий раз.


Древняя клинопись


Статуя Океана


Саркофаг времен ранней Византии


Уникальные изделия из стекла

Предметы, обнаруженные при раскопках Трои



Загадочные человеко-птички


Саркофаг из Ниппура 1 в до. н.э.  - 1 в. н.э.

Выйдя из музея, попали в Gülhane Parki (Парк Гюльхане), который тоже относится к общему комплексу Topkapi. Зимой здесь не очень привлекательно, а вот весной и летом думаю будет очень красиво.
Церковь Aya İrini (Святой Ирины) – это одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя.


Kapalıçarşi | Grand Bazaar | Большой Базар

Как не посетить один из крупнейших в мире крытых рынков оказавшись в Стамбуле? Мы не смогли отказаться). 

Рынок был построен на месте уже имеющихся базаров ещё в 1461 г. при султане Мехмеде II.  В 1894 года была осуществлена грандиозная реконструкция базара и он приобрел облик, сохранившийся до наших дней. Раньше, на базаре занимались не только торговлей, но и экономическими и финансовыми операциями, работали банки, существовала биржа. До середины XIX века Капалы Чарши был центром работорговли.


Большой Базар в  19 веке

Расположен Базар также в исторической части Fatih. Если ехать с Beyoglu, Karakoy или Eminonu, можно доехать современным трамваем до остановки Beyazıt-Kapalıçarşı это на 2 остановки дальше за остановкой Sultanahmet (Голубая мечеть и Айя София). Вход в рынок находится рядом, через ворота Beyazıt по имени одноименной площади. 


Kapalıçarşı Beyazıt Kapısı – ворота Беязит

Сам базар интересен своим старинными архитектурными формами. На территории базара есть почти все: от старых мозаик и фонтанов, мечети, школа, кафе, ателье, и даже баня!
Вид на базар с возвышенности
Большой Базар вызывает и восторг и разочарование. Восторг вызывает старая самобытная архитектура, размер комплекса, а также то, что кроме торговцев, здесь расположено много всего интересного.


Традиционный для Стамбула фонтан

Мечеть. Вход прям с рыночных рядов 

Разочарование от того, что на огромной территории, продается в основном обычная банальщина по очень и очень завышенной цене. Точно такие же сувениры можно купить в других районах Стамбула дешевле. Масса магазинов с шубами и сумками типа из кожи и таки из кожи по цене 600-900 и больше турецких лир. Естественно продавец утверждает что, эта сумка стоимостью в 1200 tl (около USD 340) из кожи молодого крокодила…  Вероятно это был особый вид – Крокодилус Босфорус.


Одна из улиц Большого базара

Кроме одежды и аксессуаров, на рынке полно сувенирной продукции. К сожалению, все это производится где-то массово, а продавцы зачастую торгуют абсолютно идентичными товарами. Я, например, не смог найти джезву, которую бы захотелось приобрести. Все джезвы как клонированы и не представляют собой ничего особенного, тем более за такую цену. 

Здесь много "хохломы", расписывают все от шкатулок до чайных пиалок и турок. Выглядит это как привет из девяностых. Много ли вы увидите стамбульцев, пьющих чай из стаканчиков с изображением Голубой мечети?


Лавки с посудой - одни из наиболее распространенных на рынке


Текстильные лавки также многочисленны


Однако, несмотря на приставучих продавцов и вышеописанное, Большой Базар – очень интересное место для посещения.


Секции с арками, колоннами и мозаикой

Прогуливаясь по базару, нужно обязательно посетить какое-нибудь самобытное кафе. Мы зашли в Sark Kahvesi, Oguz Atalay 134. 


Sark Kahvesi, вход с рыночных рядов

Старые деревянные двери, интересный интерьер погружающий в часы османской империи. Каждый уголок этого кафе привлекает взгляд: орнаменты, самовар, старый патефон, а под потолком старинные носилки. 


Интерьер Sark Kahvesi



Потолок Sark Kahvesi

Чай здесь просто шикарный, а кофе говорят приносит удачу).




На рынке масса возможностей утолить голод. Если хочется полноценно покушать, лучше поискать небольшое кафе с жаровнями в которых сразу готовят еду. В них можно хорошо покушать нормальной традиционной еды: от супов, до каш, блюд из овощей и различных шашлыков. 

Процесс приготовления пищи происходит на глазах у посетителей

Повара очень добродушные и весёлые

P.S. Не нужно устраивать гонки, чтобы за одну поездку обязательно обойти все исторические места Стамбула. Это практически невозможно. Я встречал людей которые заходили в какое-либо место делали 10 селфи (я на фоне объекта 1, я на фоне объекта 2 и т.д.) при помощи селфи-палок и бежали дальше глядя в смартфон на вытянутой палке. При таком подходе можно и за день-два дня обойти основные исторические достопримечательности Стамбула, не узнав и не почувствовав особенности каждого объекта. И напротив, я встречал туристов, которые ходили по музею с блокнотом, подходили к каждому экспонату или интересному месту и делали заметки в блокноте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий