четверг, 21 января 2016 г.

Владимир Баркалов – кузнец и художник

 


С Владимиром Дмитриевичем Баркаловым я познакомился на неформальной встрече ветеранов и работников кузнечно-прессового цеха (КПЦ-1) завода Энергомашспецсталь. Приметив харизматичного человека с курительной трубкой, я сделал его портрет.

Перебросившись буквально парой фраз, сразу понял, что этот человек мне определенно интересен, и не ошибся — Владимир Дмитриевич оказался не только легендой кузнечно-прессового цеха, но и весьма творческой личностью. Сочетание этих двух характеристик и привело меня к нему домой.

Еще в детстве Владимир Дмитриевич любил лепить из глины петушков. Однажды он решил нарисовать портрет учительницы прямо на уроке. Учительница заметила еще не завершенный портрет, долго рассматривала, пожурила ученика, но портрет ей очень понравился.  С тех пор Владимир Дмитриевич стал неразлучен с творчеством.

Владимир Дмитриевич Баркалов пришел на завод Энергомашспецсталь, когда вступил в строй кузнечно-прессовый цех (КПЦ-1) и работал машинистом ковочного крана грузоподъемностью 300 тонн, но его взгляд постоянно манил мощный пресс усилием 15 000 тонн-сил (один из самых мощных в СССР), на котором ковались заготовки для атомных электростанций. Процесс ковки огромных многотонных заготовок маленьким, с высоты крана, человеком, выглядел в его глазах  прямо таки магическим ритуалом.  Проработав год машинистом ковочного крана и успев обучить трех человек по этой специальности, он решил перейти  в кузнецы – профессию, наконец-то дающую возможность наиболее ярко и полно реализовать свой творческий потенциал.

Как настоящий творческий человек, Владимир Дмитриевич по-настоящему увлекся процессом ковки и впитывал с каждым днём любую информацию о своей профессии. Свои знания он черпал у бригадиров Федченко В.В., Портняги В.Е., мастеров Анохина А.Н., Звонарёва В.Н., полученные знания он опробовал и в творчестве.

В свободное от работы время Владимир Дмитриевич продолжал заниматься творчеством. Часто он делал портреты своих коллег : кузнецов и термистов, в его коллекции до сих пор хранится потрет Завадского, бригадира нагревальщиков. 


А в 1980 году, он организовал персональную выставку в актовом зале КПЦ-1.


Бригада Владимира Дмитриевича была самой передовой в КПЦ-1. На вопрос о качестве Владимир Дмитриевич отвечает: «Любая ошибка допущенная кем-то из моей бригады, это моя ошибка. Бригадир должен нести полную ответственность».


И успех не заставил долго ждать  –  в  1987 году за участие на ВДНХ СССР он награжден бронзовой медалью за внедрение технологии ковки корпуса главного циркуляционного насоса ГЦН-195 на прессе усилием  15000 тонн-сил. Годовой экономический эффект составил 1,7 млн.рублей, также ему присвоены звания «лучшего рабочего по профессии министерства» и «почетного работника  министерства». За свои достижения Владимир Дмитриевич был награжден автомобилем Москвич модели АЗЛК-412.


Результат был достигнут слаженной работой Баркалова и его бригады совместно с научными специалистами из ЦНИИТмаш, в особенности с Пименовым Геннадием Александровичем (на фото в очках), который также был награжден на ВДНХ СССР.


Владимир Дмитриевич считает, что он достиг успеха во многом благодаря творчеству. Большинство моментов ковки, он опробовал в своей мастерской на копии пресса 15000 тонн-сил, на так называемой малой ковке.

Владимир Дмитриевич  после ухода на заслуженную пенсию, решил сменить шумный город на тихое и красивое место – поселок Камышеваху. 


Любопытно, что в Камышевахе практически не ловит сотовая связь. Мне, как творческому человеку, очень понятен мотив Владимира Дмитриевича: красота этих мест, умиротворенность и спокойствие, — всё это благоприятно сказывается для реализации творческого начала. И вот я в творческой мастерской Владимира Дмитриевича. 


Увиденное меня поразило. Отличные акварели: авторский портрет, портреты друзей и коллег, пейзажи знакомых мест, резные и чеканные фигуры. У меня сложилось впечатление, что всё, что попадает в руки Владимиру Дмитриевичу,  может превратиться в предмет искусства, будь то дерево, бивень мамонта и конечно же металл.  






У Владимира Дмитриевича  к  металлу особое отношение. С его слов, работать с металлом может не каждый, для этого нужны и знания и опыт и особое состояние души. Художник оборудовал в своей творческой мастерской импровизированный завод – тут есть станки, печь и тот самый кузнечный пресс для малой ковки, который выполнен как копия пресса усилием 15000 тонн-сил. 


 – Владимир Дмитриевич, как вы работаете над новыми произведениями новыми материалами, новой техникой?
- Когда «горишь» , то работа идёт идёт и идёт и ты не замечаешь даже как обучаешься совершенно новым технологиям. Главное успеть сделать пока «горишь»! А бывает помогает увиденное: вот эти кувшины из 5-миллиметровой стали я сделал по технологии, которую подсмотрел на Кавказе, я просто изменил эту технологию под свои задачи!


Его произведения не только достаточно сложны визуально, но и несут глубинный смысл идеи их создания. Например, композиция с пастухами имеет спиральную, замкнутую структуру. Все детали в ней связаны между собой. Владимир Дмитриевич раскрывает смысл этой композиции: «Смысл в том, что они оба проигрывают, так как дерутся друг с другом за бутылку».


Вот так, со школьных дней и до пенсии человек живет не расставаясь с творчеством и применяя творчество в работе. Побольше бы таких творческих людей  и мир изменился бы в лучшую сторону.



©Дмитрий Алимкин

Комментариев нет:

Отправить комментарий