Мамонтовский дом без преувеличения можно назвать домом с которого начался Краматорск. Он был первым многоквартирным домом в истории нашего города. В наши дни, от дома остались лишь наружные стены. Расположен дом недалеко от железнодорожного вокзала. Его хорошо видно с путепровода ведущего со Старого Города в Соцгород, рядом с пешеходным железнодорожным мостом.
Этот 2-этажный дом построили в далеком 1880 году для семей железнодорожников – служащих станции Краматоровка Донецкой Каменноугольной железной дороги. Дом прозвали «Мамонтовским» потому, что деньги на его строительство выделило акционерное общество, возглавляемое известным российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Имя Саввы Мамонтова вписано в историю Краматорска золотыми буквами. Он заслужил это право, потому что только благодаря его личной настойчивости примыкание Донецкой Каменноугольной железной дороги к Курско-Харьково-Азовской произошло на полустанции Краматорская, и в результате в 1878 году бывший мало кому известный Краматорский полустанок превратился в полноценную грузо-пассажирскую узловую станцию.
Согласно путевого журнала, 15 июля 1880 года члены подкомиссии прибыли и осмотрели станцию Краматорская Донецкой Каменноугольной железной дороги. В этот день в журнале появилась запись следующего содержания: “Будка стрелочника очень хорошая. Всего на станции 16 стрелок и 5 стрелочников. Паровозное здание, прекрасно построенное, крыша на нем снаружи и внутри покрыта толем. Водокачка хорошо построена. Жилой дом, в котором помещаются служащие, квартиры просторные и удобные. Строится новый пассажирский дом. Все постройки сделаны очень хорошо из местного камня”. Такой предстала взору московских чиновников станция Краматорская 136 лет назад. Указание на то, что для построек на станции использовался местный камень, не вызывает сомнений. Старая каменоломня действительно находилась в трех верстах от станции, близ речки Бычок, и являлась собственностью местного землевладельца коллежского секретаря Григория Степановича Таранова-Белозерова.
В отличие от старых домов и заводских зданий, построенных в
эпоху царской России, станционная «двухэтажка» служила краматорчанам долго.
Последние обитатели покинули этот дом, наверное, в 80-е гг. прошлого века:
руководство СКМЗ затеяло рядом строительство газовой котельной, и старинный дом
оказался в зоне отселения. Скромно и незаметно завершилась его история.
Сегодня, проезжая по путепроводу в Старый город, можно разглядеть прочные стены
«старожила», которые стыдливо прячутся среди зарослей кленов между путями железной
дороги и улицей Почтовой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий